В XV веке монах Валаамского монастыря Савватий мечтал найти место для уединенной молитвы. Он слышал рассказы поморов об удивительном необитаемом острове, находящемся в северной части Белого моря.
Он
встретил своего будущего товарища по молитве и трудам праведным — монаха Германа. Заготовив припасы и смастерив лодку, они запаслись
нехитрым провиантом и отправились в путь. Сохранилась икона, написанная в конце
XVI века, — два монаха в длинных одеяниях и черных клобуках стоят на берегу.
Ниже они уже гребут в маленькой лодочке. Справа на иконе Савватий и Герман уже
стоят на острове. Монахи причалили к Сосновой губе (заливу) острова, поставили
на берегу деревянный крест и срубили себе деревянную келью.
Подвижникам приходилось ловить рыбу,
собирать грибы и ягоды, варить
похлебку из трав и коры.
Вскоре, после смерти Савватия, новым
товарищем Германа по пустынножительству стал монах Зосима. В первую же ночь пребывания на острове ему было
чудное видение. В воздухе появилось изображение прекрасного храма. Друзья
сочли, что это знак свыше, и срубили на месте знамения небольшую деревянную
церковь в честь Преображения Господня.
На Соловки стали перебираться другие монахи. Они начали заниматься добычей соли, которую обменивали на хлеб и прочие припасы. Так и началась история знаменитой Соловецкой обители.
Конечно, при
жизни отцов-основателей монастырь был деревянным и выглядел скромно. В мощную крепость он превратился в конце XVI
века по велению царя Федора Иоановича.
Он оценил стратегически важное положение монастыря и приказал одеть его камнем «для защищения от нападения немецких и
всяких воинских людей».
1917
года, когда на Соловках был создан самый настоящий концентрационный лагерь. Сюда ссылали людей, которые скептически
воспринимали идеи новой революционной власти.Преображенский собор был превращен в огромный тюремный барак. Тюрьма на Соловках прекратила свою работу только в 1940 году, перед началом Великой Отечественной войны. Возрождение монастыря началось в самом конце XX века. В августе 1992 года патриарх Алексий II освятил надвратную Благовещенскую церковь монастыря.
В одной из
молитв преподобному Зосиме, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников
Соловецких, в далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в посохе
матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью
работницу» из земли Египетской. «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят
русские пословицы К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о
помощи при содержании пчел. На каждом пчельнике, как правило, находилась икона
соловецких святых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий